1 июля 2010 - Olley

Эффективное собирание опыта

Пчела

Собственный опыт - единственная возможная опора для здравомыслящего человека. Об этом говорят и многие духовные учения. Возможно, Вам доводилось слышать фразу: «истинные знания - это те, которые получены на собственном опыте». Опыт - и есть та самая Личная сила, которую ищут адепты на пути Знания.

Но если человек принимает решение начать опираться на свой опыт, перед ним тут же возникает множество вопросов. Как разобраться во всем том опыте, который получен в течение жизни? Какой опыт более важный, а какой - менее? Как вообще его можно оценивать и что такое, собственно, опыт? Как ему можно доверять и опираться на него?

В этом смысле опасно опереться на нечто, что человек наивно считает опытом и что опытом не является - такая опора не выдержит в самый неподходящий момент. Или же, неправильно оценив свой опыт и придав значение не тем вещам, человек вынужден будет опираться на хлипкие соломинки, хотя у него буквально под рукой есть надежные бетонные сваи.

Поэтому, давайте попробуем внести немного ясности в этот вопрос.

Вот перед Вами лежит карандаш. Если Вы возьмете его в руку и начнете рисовать - Вы начнете приобретать некий опыт. Этот опыт не приобрести, если Вы просто будете смотреть на карандаш, не трогая его. Таким образом, опыт приобретается через действие. Можно даже уточнить, что опыт - как нечто новое, ранее непознанное и потому иррациональное - приобретается через чувствование и интуицию.

Некоторое время поупражнявшись с карандашом и вполне освоившись с ним, Вы придете к определенным выводам относительно возможностей этого предмета. В какой-то момент Вы решите, что Вам все понятно про карандаш и ничего нового Вы уже не узнаете. Вы будете продолжать им пользоваться - например, писать письма, но это уже будет происходить чисто механически. Таким образом человек приходит к реакции. Ре-акция - это повторяющиеся, автоматические, часто неосознанные действия.

Обратите внимание, что реакция появилась в тот момент, когда исчезла новизна. Когда мы решили, что нам все понятно. Это, собственно, и есть механизм построения жесткой картины мира. В этой картине мира карандаш занимает четко определенное место. Мы сделали относительно него определенные выводы - например, что карандашом можно написать письмо. И тем самым сместили фокус внимания с действия на результат. То есть мы уже воспринимаем карандаш не как что-то, что может принести новый опыт, а измеряем его возможным результатом (карандашом можно написать письмо). И затем, изо дня в день, закрепляем этот вывод повторяющейся реакцией - когда в очередной раз пишем что-нибудь карандашом. Такое постоянное закрепление - причина жесткости картины мира, в которой нет места ничему новому. И, что самое плохое, постоянно реагируя, мы не приобретаем новый опыт, а просто бесконечно повторяем старый, бегая по замкнутому кругу.

Вот поэтому во многих духовных учениях говорится, что «важна не цель, а само путешествие». Это утверждение призывает сместить фокус внимания обратно: с выводов и результатов на действия и опыт.

Попробуйте взглянуть на карандаш так, как будто видите его в первый раз. Ведь когда Вы в детстве первый раз взяли его в руку - у Вас еще не было фиксированных жестких представлений о нем. Вы были открыты для приобретения нового опыта. Почувствуйте ощущения от карандаша в пальцах, от прикосновения карандаша к бумаге - как будто делаете это в первый раз.

Это очень простой трюк, но если научиться входить в это настроение и применять его ко всему окружающему - жизнь станет гораздо более разнообразной и захватывающей.

Такой подход не означает, что нужно отбросить все приобретенные знания и навыки - однажды полученные, они всегда будут с Вами. Просто Вы сделаете все свои действия более осознанными, и всегда будете открыты для нового.

С физическими действиями все более-менее понятно. Главная путаница обычно возникает с действиями ментальными и эмоциональными. Да, оказывается, бывают и такие.

Например, человек поссорился с другом. Потом некоторое время поразмышлял над этой ситуацией, вспомнил заодно все предыдущие обиды и сделал вывод: «Больше не буду общаться с этим человеком». Но принимать этот вывод за высшую и последнюю истину глупо, а тем более опираться на него в своих действиях - это прямой путь к фиксации картины мира. На следующее утро человек проснется с совсем другим настроением и подумает о своем друге: «Да он в принципе неплохой парень. Надо бы помириться.»

Мы уже знаем: для того, чтобы не попасть в ловушку жесткой картины мира, нужно сместить фокус внимания от результата (вывода) к действию (опыту). А где же тут опыт? А опыт содержится в тех умственных действиях, которые человек совершил для того, чтобы прийти к своему выводу. То есть в данном случае важен именно опыт анализа, который человек произвел.

Здравомыслящий человек прекрасно знает эту хитрость, и во время анализа своей ссоры с другом не будет пойман в ловушку оценок и выводов из серии «он плохой» или «он хороший». Наоборот, такой человек обратит самое пристальное внимание на процесс анализа, который происходит у него в сознании. Трюк простейший, но чрезвычайно мощный, поскольку ведет к выслеживанию себя. Таким образом человек осознает все возникающие в процессе анализа чувства и эмоции и разрывает привычный круг реакций. Вместо этого он производит действие сознания, которое принесет ему новый опыт – новые знания о себе, своем друге и вообще взаимоотношениях с людьми.

Кстати, если Вы делаете оценки своего опыта – Вы уже понимаете, что они, как и любые выводы, не окончательны? То есть если Вы думаете, что Ваш опыт в данной ситуации состоит в том-то и в том-то, то через некоторое время Вы уже будете оценивать его совсем по-другому. Пример из жизни: когда я занимался плаваньем, я думал, что учусь быстро плавать. А позже я стал считать, что в то время учился терпению и дисциплине – именно в этом состоял главный опыт, а вовсе не в спортивных достижениях.

Вы можете подумать: «Как же так, получается, что никакие выводы совсем делать нельзя? Как тогда ориентироваться во всем многообразии опыта?» Здесь нужно заметить, что совсем обойтись без внимания к результатам своих действий, конечно, нельзя. Простой пример: заниматься любимым делом и приобретать новый опыт - хорошо, но ведь приходится думать и о том, как заработать денег, как обеспечить себя едой и жильем и т.д. Главный вопрос - в том значении, которое мы придаем результату или сделанным выводам. Достигнутое понимание (выводы) хороши ровно настолько, насколько они позволяют планировать дальнейшие действия и приобретение дальнейшего опыта. При этом нужно понимать, что сделанные выводы - промежуточные, и в любой момент могут измениться. Это относится и к оценкам опыта: важный-неважный, полезный-безполезный. То же самое и с деньгами. Зарабатывать деньги хорошо, если человек понимает, что с их помощью он реализует некие свои планы. А вот ставить цель «заработать как можно больше» или «деньги ради денег» - это означает опять свалиться в жесткую картину мира и серьезно ограничить себя.

Грустно наблюдать людей-роботов, которые увязли в своих эмоциональных реакциях и вынуждены проживать раз за разом одни и те же по сути ситуации - просто с немного разными декорациями. Если человек не действует, а только реагирует – его эволюция сильно замедляется, поскольку приток нового опыта почти полностью ограничивается. Но, часто это необходимый путь. Человек должен насытиться ситуацией, а уровень осознанности не позволит ему двинуться дальше. Иногда даже мне кажется, что развитие вообще никак нельзя ускорить, и наш опыт заранее определен, также как и интенсивность его получения. Но почему бы тогда не бросить вызов такой ситуации, и хотя бы не попытаться? Пусть это будет мой опыт.

Однако, вернемся к человеку действующему, который умеет осознанно относиться к получаемому опыту. Раз уж Вы дочитали до этого места – вероятно, Вы как раз это умеете. В таком случае Вы уже знаете или догадываетесь, что опыт можно планировать. Можно осознанно решать, какой опыт Вы хотите получить, и предпринимать для этого определенные шаги. В этом смысле очень полезно оглянуться и посмотреть на всю свою жизнь. Но не так, как мы обычно привыкли смотреть - с точки зрения событий (в таком-то году родился, в таком-то пошел в школу)… А с точки зрения приобретаемого опыта, и взаимосвязи между разными опытами, если можно так выразиться.

Тогда становится понятно, что всегда существовал некий незримый план Вашей жизни, согласно которому некие силы постоянно направляли Вас к обретению определенного опыта. И что в данный момент Ваши знания, достижения и навыки, а также ситуации, с которыми Вы сталкиваетесь сейчас – результат этой разумной реки опыта, по которой Вы плывете с самого рождения. И что она представляет собой не хаотичный поток, а вполне организованный и внутренне увязанное течение.

Тогда начинают вырисовываться контуры Вашего предназначения в этом воплощении, а также становится возможным делать прогнозы на будущее: а чему все это ведет? Вот тут как раз и можно планировать, как оптимальным образом получить необходимый опыт. Или, если Вы видите, что вероятно Вам предстоит получить некий негативный опыт – то как получить его в максимально мягкой форме.

Такой подход позволяет избежать многих проблем. Например, людей обычно очень заботит получение отрицательного опыта. Когда они в какой-нибудь эзотерической литературе прочтут, что Душа должна получить и положительный и отрицательный опыт, они воспринимают это как индульгенцию своим негативным поступкам: «ага, мне все можно»! И начинают лезть во все тяжкие, оправдываясь: «ну, мне же нужен и такой опыт».

Таким людям скажу очень просто: один из самых важных опытов, который необходимо здесь получить – это как раз опыт удержания себя от негативных поступков, искушений и соблазнов – пусть даже это утверждение звучит немного наивно и похоже на религиозную проповедь. Но во Вселенной ценится именно умение брать ответственность за все свои действия и умение различать жизнеутверждающие и жизнеразрушающие действия, избегая последних.

С другой стороны, если человек когда-то получил негативный опыт, он может впасть в другую крайность и будет бесконечно терзаться чувством вины. Здесь нужно просто признать, что опыт – есть опыт, и любой негативный опыт позволяет человеку на практике понять, «что такое хорошо, а что такое плохо» и научиться в будущем избегать негативных поступков.

В заключение добавлю, что по ощущениям как раз сейчас, с очередной сменой энергий на Земле, пришла пора серьезно заняться структурированием своего опыта. Именно в ближайшее время будет проверяться, насколько прочный фундамент опыта собран, и насколько хорошо человек в нем ориентируется и умеет им пользоваться.

Поделиться в соцсетях:

Комментарии (5)

2 июля 2010 - Clubhead

Когда я занимался шахматами мой преподаватель говорил мне, что популярность этой игры вышла на третье место после футбола и хоккея. Когда я увлёкся футболом, то наша сборная (сборная страны) стала чаще побеждать. Когда меня заинтересовал хоккей, то стали всё чаще появляться реплики "наконец-то русский хоккей возродился". СЕЙЧАС меня заинтересовала эзотерика, и стали всё чаще встречаться реплики, типа "...по ощущениям КАК РАЗ СЕЙЧАС, с очередной сменой энергий на Земле, пришла пора серьезно заняться структурированием...". Я это к тому, что есть такое выражение: "По вере вашей да будет вам". Кто-то мечтает стать великим шахматистом, кто-то футболистом, кто-то хоккеистом, а кто-то духовно развиться. У каждого своя истина последней инстанции. Сайт узконаправленный, поэтому всё у вас получится))))

Ответить
2 июля 2010 - olley

За добрые пожелания спасибо :). Вот ведь вопрос: что причина, а что следствие? Может, как раз потому, что в окружающем мире возникают определенные тенденции, Вы их четко улавливаете и следуете им? А? ;)

Ответить
2 июля 2010 - Clubhead

Допустим... Но что из этого можно извлечь?

Ответить
2 июля 2010 - Clubhead

"начинают вырисовываться контуры Вашего предназначения в этом воплощении" речь идёт о предначертанной судьбе?

"дон Хуан считает, что человек - воспринимающее мир существо и использует “описания”; Шаман считает, что человек и другие живые творят мир, и использует “практики” (деятельность)." - Книга "Хохот шамана".

Ответить
2 июля 2010 - olley

Да, речь идет о предначертанной судьбе в данном случае.

Книгу "Хохот шамана" не читал, поэтому не могу сказать, о чем идет речь в данном конкретном отрывке. Однако, рискну сделать предположение. Прочитав этут цитату, можно решить, что по мнению автора "Хохота шамана" человек сам создает свою судьбу своими действиями, и что она не определена заранее. С другой стороны, можно понимать этот отрывок в том смысле, что деятельность человека в любом случае приводит к выработке у него некоего отношения к тому, что он делает, то есть восприятия. Ведь если ничего не делать - новое восприятие не появится. В такой трактовке противоречий между "шаманом" и Доном Хуаном нету :)

Ответить

Добавить комментарий