О чем забыл рассказать Карлос Кастанеда

Обложка книги К. Кастанеды

Карлос Кастанеда — писатель, наиболее серьезно повлиявший на картину мира современных людей и завоевавший себе миллионы поклонников во всем мире. Достаточно сказать, что тираж его книг превысил тиражи библии — это чуть ли не самый популярный писатель в современном мире.

Кастанеда красочно описал процесс своего обучения у одного из представителей Толтекской традиции, и попытался в своих книгах эту самую традицию отразить и донести до читателей. Однако, если подойти с практической точки зрения к изложению Кастанеды, в нем найдется множество пробелов и несоответствий. В этой статье я постараюсь провести критический обзор книг Карлоса Кастанеды именно с точки зрения практичности и применимости изложенных там знаний. Вернее, даже не обзор, а сравнительный анализ. Сравнивать будем с тем, как передана традиция Толтеков в книгах Теуна Мареза.

Надо сказать, что Теун Марез далеко не так популярен, а его работы незаслуженно находятся в тени произведений Кастанеды. Более того, многие ярые «кастанедовцы» довольно резко обвиняют этого писателя в плагиате и бесполезном пережевывании произведений Кастанеды, не замечая, насколько более качественно и насколько больший объем знаний сумел передать Теун Марез в своих книгах.

Конечно, следует отдать должное писательскому таланту Кастанеды — в конце концов, не будь он выдающимся писателем, вряд ли его книги стали бы столь популярны. Он с изумительной художественностью рассказал о своих захватывающих приключениях в пустыне, но именно красочность его произведений и стала ловушкой. Кастанеда по сути свел серьезные знания к эмоции, которой достаточно, чтобы привлечь внимание публики, но которая совершенно не подходит для того, чтобы извлечь из учений пользу.

В этом смысле работы Теуна Мареза более научно строгие, если можно так сказать. Они нацелены именно на серьезного читателя, который хочет извлечь практическую пользу. Там нет обилия эмоциональных переживаний, а следует стройное изложение структуры Толтекских учений. С другой стороны, нельзя сказать, что книги Теуна сухи. Он довольно искусно подогревает и удерживает интерес читателя, но его маневр настолько тонкий, что, скорее всего, останется незамеченным до 5-й книги где раскрывается его суть.

Теперь посмотрим на структуру сравниваемых нами книг. При этом можно говорить об отсутствии структуры у произведений Кастанеды. Здесь следует немного отвлечься и отметить особенности обучения самого Кастанеды. Как он сам описывает в своих книгах, его на протяжении многих лет вводили в измененные состояния осознания, память о которых теряется при возвращении в обычное состояние. Затем перед ним поставили задачу вспомнить и тем самым восстановить целостность себя. Кастанеда, видимо, так и не вспомнил все полностью, потому и не обладал полной картиной.

На протяжении всей серии книг Кастанеда пытается нащупать эту утерянную структуру, как будто чувствует, что ему чего-то не хватает. Но единственное, что он может — это опереться на линию времени. В каждой книге он возвращается к самому началу и вновь рассказывает всю историю своего обучения под новым углом зрения. И даже в последней книге «Колесо Времени» он снова вынужден вернуться и еще раз пересмотреть все свои знания, поймать ускользающую целостность. Но такой подход, с опорой на линейность времени, не совсем удачен с практической точки зрения. Во-первых, даже у самого Кастанеды вследствие не собранной полностью памяти иногда не получается восстановить хронологическую последовательность событий. Во-вторых, что главное, при таком подходе теряется связь между разделами учений. А ведь и сам Кастанеда писал, что к учению нужно подходить комплексно, и одновременно практиковать все его аспекты. Пожалуй, единственное место, где прослеживается структура — это объяснение магов в книге «Сказки о силе», когда дон Хуан проводит обстоятельный обзор ученичества Кастанеды и где упоминается взаимосвязь между техниками. Из этого фрагмента четко видно, что дон Хуан понимал целостность учения, а также то, как конкретные техники взаимодополняют друг друга. К сожалению, и объяснение магов Кастанеда приводит в искаженном и неполном виде.

В отличие от Кастанеды, Теун Марез очень четко показал структуру учения Толтеков в своих книгах. И сделал это очень изящно — через нумерологию. Восприятие мира Толтеками подчиняется строгим числовым законам. Так, они считают, что в Едином потоке Силы можно выделить 4 качества, которые соответствуют 4-м сторонам света. Отсюда и 4 атрибута воина, каждый из которых отражает одно из качеств (у Кастанеды атрибуты воина упоминаются в книге «Огонь изнутри»). 4 природных врага (Кастанеда рассказывает о них в первой книге, «Учение дона Хуана: путь знания индейцев Яки») на самом деле являются препятствиями или отрицательными вариантами четырех атрибутов. Каждая из основных толтекских техник — сталкинг, сновидение, перепросмотр, стирание личной истории — это инструменты достижения одного из атрибутов воина.

На этом моменте следует остановиться подробнее. В изложении Кастанеды техники получились как бы независимы, оторваны друг от друга, в результате имеет место неверное их понимание. Приведу простой пример, чтобы было понятно, сколько знаний можно извлечь из простого понимания структуры и взаимосвязи техник. Так, многие из читавших Кастанеду считают, что стирание личной истории — это когда человек окутывает себя тайной и никому не говорит, кто он и что делает. На самом деле, суть стирания личной истории совсем в другом. Эта техника относится к западу и приводит к атрибуту воина под названием чувствование (или интуиция). Помимо прочего, это означает отсутствие жесткой картины мира — поскольку, имея жесткие убеждения, просто невозможно открыться иррациональному чувству. Из этого становится ясно, что стирание личной истории подразумевает остановку внутреннего диалога — той бесконечной болтовни, с помощью которой мы жестко фиксируем описание мира. Для человека, который стер личную историю, ощущения от мира будут всегда новы. Он умеет смотреть на давно знакомые вещи так, как будто видит их в первый раз, без ограничений, которые навязаны логикой. Благодаря этому он извлекает из любой ситуации новые знания. Из скучного повторяющегося существования его жизнь превращается в вечно новое приключение. Как следствие, такой человек не имеет жесткого образа себя, потому и не сообщает окружающим подробности своей личной жизни. Ему просто нечего сказать о себе — любое жесткое утверждение будет неверным. И желание окутать себя тайной и поиндульгировать в этом ощущении здесь вовсе не при чем.

Посмотрим, какую еще информацию мы можем извлечь из понимания структуры учений. Чтобы не впасть в крайность и не запутаться мешанине иррациональных чувств, нам нужно уравновесить стирание личной истории противоположной техникой. Обращаемся к востоку, где у нас находится перепросмотр, приводящий к трезвости. Трезвость, или знание истинной ценности жизни, уравновешивает иррациональное чувство. Перепросмотр и стирание личной истории усиливают друг друга и потому должны практиковаться гармонично.

Аналогичные рассуждения можно провести для техник оси север-юг, кроме того, можно говорить о связи любых двух техник из четырех — не буду здесь заниматься сжатым пересказом, все прекрасно описано у Теуна.

Закон четырех сторон проявляется во всем. Такие числовые закономерности не случайны, и основаны на знании Толтеков об устройстве вселенной. Предназначение Невыразимого по сути четырехстороннее, и проявляется в мире как энергия, материя, пространство и время. Материя каждого мира рождает следующий, более плотный, также содержащий в себе отражение этого четырехстороннего предназначения и так далее. Человек, являясь отражением макрокосма, через свою деятельность должен реализовывать это предназначение, и потому все практики завязаны на число 4.

Вообще, у Теуна очень четко описано устройство вселенной, и все знания четко увязаны с этим устройством — т. е. любая деятельность Толтека отражает какой-то аспект Вселенной. И в этом смысле находят свое четкое и простое объяснение такие понятия, как 10 точек человека (упоминается Кастанедой в «Отдельной реальности») или 21 абстрактное ядро (упоминается Кастанедой в «Силе безмолвия»), а также строение Толтекского отряда и функции каждого его члена.

Та структура знаний, которая заложена в первых книгах Теуна, позволяет ему в дальнейшем новые знания укладывать в эту структуру. При этом они автоматически занимают положенные места, и сразу же становится очевидна связь новых техник и концепций с ранее изложенным материалом. Теун не устает вновь и вновь повторять, что все живое взаимосвязано, и демонстрирует эту взаимосвязь на примере Толтекских знаний. Любой, кто захочет практически применить учение, будет вынужден рассматривать все техники как взаимосвязанное целое.

Помимо нового взгляда на практики, изложенные Кастанедой, Теун также дает множество новых знаний — то, чего у Кастанеды никогда не было. Так, Кастанеда упоминает несколько раз в своих книгах Первое и Второе кольцо силы. Но то, о чем он никогда не говорил — это Третье кольцо силы, которое становится доступным после овладения первыми двумя. Он лишь упоминает о третьем внимании, так и не раскрывая его смысла. И вот здесь-то таится одна из центральных жемчужин учений Толтеков. Речь идет о концепции Разумного сотрудничества. Если описывать очень кратко (и, что поделать, искаженно) — суть в следующем. Во всей Вселенной развитие строится по одной и той же схеме - через разделение полярностей. Нечто целое (не важно, будь это Человек или Вселенная) для познания собственного потенциала должно выделить в себе две крайних полярности и максимально себя поляризовать. При этом, чем сильнее происходит разделение и поляризация, тем сильнее должно быть объединение и удержание связи между полярностями. Разумное сотрудничество — это как раз и есть закон взаимодействия между полярностями, искусство гармонично сочетать объединение и разделение. Разумное сотрудничество приводит к Третьему кольцу силы.

Формат этой статьи не позволят подробно остановиться на многих моментах. Поэтому, завершая наш обзор, для полноты картины стоит просто кратко перечислить то новое, что Вы можете найти в книгах Теуна. Это работа эмоциями, вопросы реинкарнации, Сновидящий (его еще называют Высшая душа или Логос), понятие зеркал (любое поведение окружающих отражает качества самого человека), правило сталкера (которое Кастанедой только упоминается), взаимоотношения между людьми - в том числе и взаимоотношения полов, космология и космогония, правило четырехзубчатого нагваля, правило трехзубчатого нагваля, объяснение магов, замысел и смысл существования...

Последнее, на чем следует остановиться — это тонкая настройка, которую осуществляет Теун Марез. Его книги многослойны, зачастую он обращается одновременно и к рациональному разуму читателя, и к его подсознанию. Что уж поделать, возможности нашего рационального разума ограничены, и многие понятия и концепции Толтеков заходят далеко в иррациональное, где разум не работает. Передать иррациональные ощущения без личного контакта, через книги - чудовищно сложно. Но, при ответственном отношении читателя к материалу можно извлечь пользу и из книг. Например, если Теун пишет про настроение воина, то он подбирает слова и примеры таким образом, чтобы внимательный читатель смог ощутить хотя бы отблеск этого самого настроения. В книгах Теуна содержится несколько таких настроек и оттенков чувствования. Остается только посетовать на немного топорный перевод нескольких книг, который значительно притупляет эти тонкие настройки.

Конечно, Кастанеда тоже умеет вводить читателя в разные состояния. Но его настройки, по ощущениям, более хаотичны, что ли. Опять же, не увязаны в единую структуру — потому бывает не совсем понятно, что с ними делать дальше.

Средняя: 3 (10 голосов)

Комментарии

Гость

Кастанеда действительно очень

Кастанеда действительно очень многое умолчал. Хотя бы те же самые врата, коих 7, а написано про двое. Спорить не собираюсь кто мало рассказал а кто много, а вот афтару спасибо за инфу. Обязательно найду и прочитаю.

Галина

привет любителям порядка.

привет любителям порядка. пару слов в защиту Кастанеды. Мареза не читала. судя по всему, он внес что-то свое в представления о толтекских практиках, но не случайно все же практики эти в большей степени раскрываются людям именно Кастанедой. и сравнивать не стоит. у всех свой подход. я заметила, что Вам не нравится "хаотичность" книг Кастанеды, нарушение хронологии и прочее. а ведь в этом вся и фишка... Не каждый мужчина смог бы написать именно так, наплевав на порядок и хронологию, только мужчина, познавший излюбленное вами Непознанное, понявший и принявший в себе женское начало (ну, либо женщина, есть версии, что книги Кастанеды не им написаны, хотя суть не в этом). в духовном пути главное - не практики, а их наполненность настоящим намереньем,не время и последовательность, а готовность в любое время любую ситуацию сделать точкой перехода в Нагваль. поэтому то, что Вы показали как критику Кастанеды - это и есть плюсы его книг.

Olley

Кастанеда не выходил в непозанное

Здравствуйте! В каком смысле "практики эти в большей степени раскрываются людям именно Кастанедой"? Вы судите по тиражу книг, или популярности имени автора? По поводу непознанного - мы с Вами по-разному понимаем фразу "выход в непознанное". С моей точки зрения, Кастанеда НЕ выходил в непознанное.

Дополнение: по поводу непознанного и Кастанеды. Я поясню, почему я так категорично утверждаю, что Кастанеда не выходил в непознанное. По моему мнению, выйти в непознанное может только пара. То есть мужчина, который осознает свою мужественность + женщина, которая осознает свою женственность. Все это я описывал с пояснениями в своих статьях. К слову, в книгах Теуна этот вопрос освещен достаточно подробно. Кастанеда же, насколько я знаю, никогда в своих книгах или лекциях не акцентировал внимание на таких понятиях, как женственность, мужественность, как эффективно взаимодействовать мужчине и женщине. О значении семьи для духовного развития он тоже не говорил. А путешенствовать по иным мирам - это не значит выходить в непознанное. Это можно сравнить с туристическими путешествиями. Если у тебя в семье проблемы - ты можешь сбежать. Уехать в Австралию, в Америку, в Африку. Ты увидишь там диковенные города, других людей. Ты можешь посетить множество новых для себя мест - но так и остаться болваном по сути. А вот если тебе хватит смелости вернуться к семье, начать строить отношения (а для этого всегда надо переделывать себя) - вот это и будет выход в непознанное, хотя физически ты можешь при этом прожить всю жизнь в одном городе.

Не устану повторять, что шляться по иным мирам и искать приключения на свою попу гораздо легче, чем разобраться со своими взаимоотношениями.

Гость

Истина рядом

Доброго вам дня.
Согласен с вашими выводами о творчестве Кастанеды. Хотелось бы лишь добавить что данный писатель безусловно гениален в своих работах, но обучение видению невозможно без видящего.
Возможно К. и выходил в непознанное, как толкинисты бегающие по лесам Подмосковья и верящие в орков, эльфов и др. сказочных персонажей.
Но учиться магии по его книгам это все равно что учится водить машину никогда ее не видя. Тратить свою жизнь на это - значит обманывать себя. Утверждать обратное - это и значит индульгировать, полагаясь в магии на свой ум, а не на прямое видение, занимаясь при этом любимым занятием большинства людей - обманом самого себя и окружающих.
Эти книги литературное произведение, а не руководство по магическим практикам.
А тенсегрити отличное средство зарабатывания денег на поклонниках.
Ради этой цели и был создан коммерческий фонд «ClearGreen,Inc».
Вероятно, К. понял, что гораздо проще и эффективней делать деньги «из воздуха», на проведении еженедельных семинаров и тренингов по тенсегрити, чем работать над созданием очередной книги из серии.
По завещанию К. все средства заработанные им на продаже своих книг (это несколько миллионов долларов), отошли вышеуказанному фонду.
А насчет пары и выхода в непознанное могу добавить что у К. была жена (не так давно скончалась) и сын Адриан Вашон (C. J. Castaneda).
Последние 5 лет своей жизни К. прожил в одном из отелей Хилтон, проповедуя в это время своей наивной пастве отречение и умеренность во всём мирском.
Не поймите превратно что я осуждаю К. или разделяю бизнес и духовное развитие. Вовсе нет.
Кто хочет верить, тот пусть верит и дальше, но скажите пожалуйста кто из посещающих данный сайт может осознанно смещать точку сборки (не под воздействием психотропных средств) и что это вам дает кроме чувства собственной важности?

JuctJaireceli

Привет

Очень просто на словах а в деле, многое несоответсвует, не так всё радужно!

Гость

Re: О чем забыл рассказать Карлос ...

бла, бла, бла...
нет никакого смысла цепляться за слова и создавать каталоги (теорию учения). эти книги нужно переживать, тогда их вполне достаточно для занятия практикой, а это главное

Olley

Re: О чем забыл рассказать Карлос ...

Уважаемый гость, не соглашусь с Вами. Даже если переживать эти книги, их не достаточно. Впрочем, конечно, смотря для чего. Если просто позаниматься практиками, потешить свое любопытство и самомнение - то пожалуйста.
Если же человек хочет достигнуть большего, книг Кастанеды ему будет недостаточно. Кастанеда умолчал о многих ключевых моментах Знания, и потому любой занимающийся исключительно по его книгам рано или поздно зайдет в тупик. Максимум, что может получиться из ярого кастанедовца - неплохой сновидящий. Я уж не говорю о тех, кого книги Кастанеды вообще сбили с пути - например, о многочисленных наркоманах, появившихся после публикаций его первых книг.
Многие мои знакомы начинали с Кастанеды, но все они рано или поздно вынуждены были обратиться к другим источникам.
И цель данной статьи во многом - показать, что есть "еще что-то" кроме учения Кастанеды.

Максим Свиридов

Re: О чем забыл рассказать Карлос ...

Здравствуйте!

Очень хорошая статья - Вам в таком небольшом объеме удалось рассказать о многом. Спасибо!

"В книгах Теуна содержится несколько таких настроек и оттенков чувствования. Остается только посетовать на немного топорный перевод нескольких книг, который значительно притупляет эти тонкие настройки."

Это точно, и поэтому сейчас так долго и переводятся книги Теуна по-новой. Сейчас новый переводчик имеет постоянную связь с Теуном и консультируется с ним. Да, иной раз просто трудно и даже невозможно перевести текст "по словам", поэтому переводчик (и редактор) идут скорее по чувствованию и точности отражения учения, нежели по переводу "английское слово = русское слово". Также многие знакомые по ранним переводам (как Кастанеды, так и Теуна) термины будут звучать по-русски по-другому, имея при этом бОльшую точность относительно к учению. А также появится много комментариев самого Теуна к тем или иным терминам.

Данат

Re: О чем забыл рассказать Карлос ...

Здравствуйте!
В некоторых статьях Вы упоминаете, что изучали разные направления духовного развития, в частности Кастанеду. И соответственно, Вам наверняка известно, что Дон Хуан давал Карлосу галлюционогенные кактусы (пейот), аяхуаску, марихуану и т.п. :)
А т.к. Вы позиционируете себя, как человека достигшего довольнно больших знаний в области тонких энергий, то хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу приема вышеуказанных веществ. Имеет ли практический смысл употреблять эти вещества или это так, никчемное отравление организма?

Olley

Re: О чем забыл рассказать Карлос ...

Наркотики - однозначно вредны. С точки зрения "тонких энергий", наркотики действительно высвобождают довольно мощные энергетические потоки. Но проблема в том, что эти потоки не контролируются сознанием. Потому практическую пользу из них извлечь не удастся. А может и вообще снести крышу. Принять наркотик - все равно, что снести плотину. Образуется действительно мощный поток, но что с ним можно сделать? Возможно, лучше потихоньку сливать воду через шлюзы на турбины и вырабатывать электричество?
У Кастанеды рядом всегда был дон Хуан, который помогал ему справляться с высвобожденной наркотиками энергией и направлять ее в нужное русло. И то, в каком-то из своих интервью Кастанеда позже признавался, что эти опыты нанесли непоправимый вред его телу, хотя индейские ритуалы и призваны минимизировать негативные последствия.
При этом, наркотический эффект долговременный. Мощные энергетические потоки, вызванные приемом наркотиков, обрушиваются серьезным ударом на не готовые для этого энергетические центры человека. И центры после этого работают неправильно - они "выворачиваются" от мощных потоков и в дальнейшем полный контроль над ними не возвращается. Я даже слышал мнение, что этот эффект может тянуться на несколько жизней. Т.е. в этой жизни человек наркотиков не принимал, но по его энергии видно наркотическое прошлое. А это может серьезно помешать духовным практикам.
Наркотики - халявный путь. Похожие состояния достигаются практикой, но гораздо дольше и труднее. Зато в этом случае эффект полностью контролируется, а энергетические центры - к этом моменту подготовлены и не повреждаются.

Комментировать

  • Адреса страниц и почты преобразуются в ссылки автоматически
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Переносы строк и абзацы формируются автоматически

Дополнительная информация

ТЕСТ
Проверка, что Вы человек
Image CAPTCHA
зарегистрируйтесь, чтобы не проходить каждый раз эту проверку