Даосские практики: работа с телом

работа с телом в даосских практиках

Вашему вниманию предлагается лекция на тему даосских практик, которую я обычно давал на вводных семинарах по цигун и тайцзи. Главная цель лекции - передать некое настроение, подход к телесным практикам, который я сам использую в своих занятиях. Лекция не претендует на универсальность, здесь представлено именно мое виденье даосской системы знаний, и основной акцент я буду делать на внутреннем понимании и внутренней энергетической работе по даосской технологии.

На самом деле, всю эту лекцию я бы назвал «О целостности» или «Долой разделенность», потому что важнейшим вопросом для меня является вопрос целостного подхода к знаниям вообще и к даосским практикам в частности. К сожалению, для современного общества характерна разделенность практически во всех сферах жизни, что является серьезным препятствием для постижения тех знаний, о которых пойдет речь. Некоторые виды и примеры разделенности мы разберем прямо по ходу этой лекции.

Начнем, пожалуй, с глобального вопроса о единстве всех знаний и духовных традиций на этой Планете. В умах людей часто царит разделенность типа: даосская традиция - отдельно, индийская йога - отдельно, а, скажем, японское каратэ - нечто ну вообще отдельное. «Ну как же!» - восклицают они, - «это же совсем разные школы, разные культуры, они используют разные техники, ставят разные цели и т.д. и т.п.!». На самом деле, сведущий человек понимает, что все знания едины, из единого источника и различаются внешне только на первый взгляд.

Наверное, Вы слышали такую метафору: духовный путь - это как восхождение на вершину горы. У подножия - множество тропинок, множество разных путей наверх. Одни извилистые, другие - прямые. Одни крутые, другие -  более пологие. Но чем выше по ним поднимаешься, тем ближе друг к другу они становятся. А на вершине все сливаются воедино.

Эту простую истину я познавал на собственном опыте. Потому что и сам на протяжении долгого времени интересовался разными знаниями, читал всевозможные эзотерические и не очень книги, пробовал разные «школы»... Я НЕ считаю себя принадлежащим какой-то определенной традиции. Я стараюсь собирать знания и там и тут и здесь и как-то их встраивать в общую систему развития. Если вспомнить, на каких только семинарах я не был, у каких только учителей не учился... И чем дальше я продвигался по пути практик, тем больше параллелей я замечал. «Ага, вот это - то же самое, о чем говорят вот те, только другими словами». Поэтому, то, я рассказываю и показываю на занятиях - это, честно говоря, не чистая даосская традиция, а собранная из множества школ информация, к тому же пропущенная через собственный опыт.

Ну, ближе к нашим практикам. Говоря о единстве разных направлений, приведу такой яркий, на мой взгляд, пример. В основе даосской традиции лежит тройственное строение вселенной и человека. Даосы выделяют три основных типа энергии, которым в человеческом теле соответствуют 3 энергетических сосуда: живот, грудь и голова. Живот у нас накапливает и хранит энергию жизни. Грудь - энергию любви, творчества. Голова - энергию Духа, или воли - в высшем ее понимании. Наверное, вы слышали образное китайское выражение: «Человек между Небом и Землей». Живот - энергия Земли, жизни. Голова - Небо, дух. И между ними, в груди, собственно, те энергии, ради которых мы и родились людьми: энергии любви и творчества. Вот теперь очень просто можно сформулировать смысл жизни «по-даосски»: под управлением Духа Человек преобразует энергию физического мира в любовь и творчество.

Обратите внимание на аналогию с Христианской троицей! Там тоже есть Бог - Отец, Бог - Святой Дух, и Бог - Сын. Это вот к вопросу о едином источнике всех знаний. (При этом люди, серьезно интересующиеся философией и эзотерикой, наверняка уже увидели аналогии и с многими другими учениями, которые предполагают тройственную модель строения Вселенной.)

Итак, разделять направления и учения сейчас, на мой взгляд, нет смысла. Действительно, на протяжении долгого времени перед многими школами стояла задача сохранить традицию в чистом виде, поэтому линия передачи знаний ревностно охранялась от чужеродных вторжений и смешиваний между разными направлениями. Но сейчас наступили другие времена, знания вскрываются, и в наши дни строго придерживаться одной традиции - означает ограничивать себя.

По этой же причине, кстати, я стараюсь уходить от всех китайских названий и терминов. Некоторое время назад я ходил на занятия цигуном в один клуб, и там вот инструктор говорил например: «.... теперь сосредоточили внимание на точке мин-мен...» Ну откуда я знаю, где эта точка? Не проще ли сказать: центр поясницы. И сразу понятно, что это и где это. Поясница есть у всех - и у нас, и у китайцев. Я считаю, что обучение должно быть максимально практичным, и направленным на реальный опыт, а не на красивые ритуалы.

Так что, безполезно у меня спрашивать, к какой линии я принадлежу, кто и в каком году ее основал, какой именно мастер проводил мне передачу знаний, какие древние трактаты я читал, какие у меня регалии и ступень в духовной иерархии, а также требовать от меня точности в китайских терминах и ритуалах :). Половину ответов на эти вопросы я не знаю, а другую половину не считаю важной для практики.

Дальше, почему все же именно даосские знания я ставлю в основу и фундамент всего этого компота из разных традиций? Тут есть два аспекта. Первый - это то, что ушлые китайцы разобрали механизм под названием человеческое тело буквально по винтикам. У них очень обширная и продуманная теория (пожалуй, не имеющая равных в мире среди открытых учений), подкрепленная практикой: сколько там энергетических меридианов, где проходят, где какие энергии какой орган вырабатывает, где какие активные точки (например, для иглоукалывания), какие ритмы у этого всего дела в зависимости от времени суток или сезона и т.д. И, главное, очень мудрый подход: тело рассматривается как сосуд, в котором накапливаются, хранятся и преобразуются определенные виды энергии.

В даосской традиции написано много томов этой «инструкции по эксплуатации» нашего тела, которую можно брать и использовать. Но тут возникает следующий вопрос: а почему, собственно, физическое тело?

И здесь мы сталкиваемся еще с одним видом разделенности: многие подсознательно воспринимают свое тело - отдельно, сознание - отдельно, и вроде бы как между собой они слабо связаны. Поэтому все упражнения с телом автоматически считают физкультурой. Например, характерный невыдуманный диалог:
- Чем ты занимаешься?
- Цигуном.
- А, ну это типа фитнеса или гимнастики, да?

Нет, это не фитнес. И через работу с телом в даосской традиции решаются многие, очень многие задачи. Ну, такой пример: психологи знают, что подавленные эмоции у нас в теле часто появляются в виде мышечных зажимов. Раз - когда-то в детстве вас напугали, мышцы напряглись и так и осталось. И проблему можно разрешить двумя путями: или найти в подсознании тот старый страх и проработать его, или же поработать напрямую с зажимом через тело - оба способа одинаково хороши и друг друга дополняют. Все взаимосвязано, и через работу с телом меняется сознание.

Поверьте, мы не случайно пришли в этот физический мир в физическом теле. Раз уж мы им тут обладаем, надо с ним разбираться, учиться им пользоваться и учиться его любить! В физическом теле записаны многие наши недостатки: страхи, неуверенность, агрессивность - это проявляется в позе, в движениях... Опытный человек по вашему внешнему виду и состоянию энергии может сразу считать характер и особенности, даже если Вы еще не успели сказать о себе ни слова. Точно так же в теле отражаются и сильные стороны: уверенность, устойчивость, способность любить, гибкость (в широком смысле этого слова) и т.д. Поверьте, любое из перечисленных качеств можно привязать к неким особенностям Вашего физического тела. И, работая с физическим телом, у нас есть возможность недостатки проработать, а сильные стороны - развить и усилить.

Я к чему все это говорю - чтобы не было такого абстрактного отношения к даосским практикам, что мол - практики тут, а жизнь - там. Позанимался пару часов, занятие закончилось, только перешагнул порог зала — и тут же выбросил из головы все, чему научился. Нет, всё это тесно взаимосвязано. И вообще, одна из целей - те знания, которые мы получаем на занятиях, применять в нашей повседневной жизни и при решении наших текущих задач. А опыт повседневной жизни — суметь применить во время занятий. Ну, такой пример: при помощи даосских техник Вы можете на собственном опыте познать ощущение энергетической опоры. Почувствовать ее в теле. И затем перенести этот опыт в реальную жизнь, к примеру, обрести устойчивость в сложных жизненных ситуациях. А успешно разрешив какую-то возникшую в повседневной жизни проблему, вы обретаете новое понимание той самой энергетической опоры и устойчивости, что помогает Вашим занятиям в зале.

Или вот такой еще пример. В один прекрасный день человек принял решение: «всё, с понедельника начинаю заниматься зарядкой.» Наступает утро понедельника, звенит будильник, человек лежит в постели думает: «да нафиг эту зарядку, лучше я еще поваляюсь». Вероятно, для многих знакомая ситуация? Что здесь произошло с даосской точки зрения? Тело и энергия человека не целостны. Вечером голова приняла одно решение, а утром голова еще не проснулась, и преобладают энергия и настроение правой коленки. И коленка думает: «А на фига мне эта зарядка? Мне это не надо».

То есть тело не целостно (хоть и выглядит единым объектом). Энергия состоит из кусков. Меридианы, которые их должны связывать вместе, не работают. Другими словами, наш сосуд расколот на отдельные черепки. А много воды унесешь в расколотом кувшине? Это - результат неправильного ритма нашей жизни (особенно в Москве), стрессовых ситуаций и т.д. В итоге что получается - что каждый кусок тянет в свою сторону, человек мечется и не может сосредоточить всё своё существо на решении текущих задач. Даосские практики позволяют достигать целостности тела — и, как следствие, та же целостность автоматически появляется в поступках, появляется возможность ставить цели и достигать их.

Итак, в даосской традиции тело - это сосуд для энергии. Инструмент, с помощью которого можно накапливать и преобразовывать различные виды энергии. А вся наша жизнь - это энергия. Жизненная сила, хорошее настроение, эмоциональная энергия, энергия мысли, энергия любви - все это можно рассматривать, как разные виды энергии. И физическое тело - это фундамент, узел, который дает основу всему остальному. Если физическое тело в порядке - то и сознание себя хорошо чувствует, и эмоциональное равновесие есть и всё остальное.

Сейчас я хотел бы поговорить о втором аспекте, почему именно даосские практики стоят в основе. Так исторически сложилось, что именно в этой области мне повезло встретить учителей, которые обладают реальными практическими знаниями. К сожалению, я встречал много школ, где вот этого внутреннего наполнения нет. Просто внешне копируются движения, красивые движения, без внутреннего понимания происходящих процессов. Вот это действительно получается фитнес или художественная гимнастика. И тут есть тонкость, которая касается передачи этих знаний на практике. Тонкость в том, что даже если, например, Вы достали видеозапись, где упражнения демонстрирует великий мастер - для вас не будет никакого толку скопировать их внешне. Хотя бы потому, что особенности физического тела у каждого индивидуальны. Одному нужно на такой угол согнуть руку, другому на такой. Одному нужно на такую ширину поставить ноги, другому на такую. Бывает, два мастера делают одни и те же движения - а люди удивляются: «Как они так по-разному делают? Наверное, шарлатаны». А на самом деле оба делают правильно, хоть и внешне по-разному. Потому что у обоих идет правильная внутренняя работа.

Единственный способ, который я знаю, чтобы выйти на практическое понимание такой работы - это опытный учитель, который не только покажет внешне, но и даст почувствовать внутреннюю суть. Но для этого он должен обладать определенным уровнем, чтобы хотя бы в общих чертах уметь ощущать и подправлять при необходимости энергетическое состояние другого человека. 

Такой подход очень важен, поскольку ученик обучается различать свои внутренние состояния и управлять ими, что, в конечном итоге, делает его самостоятельным. Мне нравится заниматься даосскими практиками, потому что я нашел в них для себя творческий аспект. Для меня каждое занятие - это увлекательное исследование своих возможностей, и возможностей своего тела. Благодаря такому подходу, я могу сейчас самостоятельно выбрать направление работы и исследую те вещи, о которых мне никогда не говорили мои учителя и наставники. Например, как соединить в теле более грубые, материальные энергии Земли и легкие светлые энергии Неба? Каким образом можно учиться у своего тела и общаться с ним, как с хорошим другом? Что будет, если соединить разнонаправленные спиральные энергии? Как проявляются базовые законы строения Вселенной в строении человеческого тела?

Собственно, опытом своих исследований и занятий я делюсь со всеми желающими. Кто заинтересовался практическими занятиями - смотрите объявления в разделе "семинары"

 

Средняя: 3.9 (15 голосов)

Комментарии

Гость

Цигун - это одно из

Цигун - это одно из медиатически дыхательных упражнений, если я правильно поняла, когда работала по соседству с центром восточных единоборств, человек дышит по принципу вдыхаем воздух с энергией, выдыхаем лишь воздух и мысленно представляем зеркало -цигун перед собой, чистим его и поочередно резким движением рук выбрасываем смытую воображаемую грязь вниз в стороны подальше от тела, а что есть целая система или философия под названием цигун?

Olley

Термины

Видимо, здесь просто возникло разночтение в терминах: что именно называть словом "цигун"?

Некоторые специалисты утвержают, что это название вообще само по себе некорректно: нет у китайцев такого специального направления, как цигун. Это современное слово, которое нельзя отнести ни к древней традиции, ни к философии.

Я же привык называть цигуном систему знаний по управлению энергией - именно в таком смысле использую это слово в своих статьях. Сюда входят и теоретические знания о механизмах функционирования тела, меридианах, энергетических центрах и т.п., и философия, отвечающая на вопросы о смысле и пути развития, и множество практических методик и техник для обучения управлению энергией.

В принципе, вкладываемый мной смысл близок к тому, который даёт  Википедия (ссылка).

Гость Lada

На сайт наткнулась недавно,

На сайт наткнулась недавно, читаю с большим наслаждением, "смотрюсь в "тебя" (вас) как в зеркало", очень похожая история познания МИРА ... и соответственно выводы, что интересно, когда столкнулась с цигун в состоянии не осознанном, я бы сказала в "средне статистическом", запустить энергии не удалось, а вот когда уже проделан "большой путь к вершине горы", когда её стало видно и она уже засияла где-то высоко ослепительным светом, всё получилось само-собой и я теперь получаю большое удовольствие от цигун, от движения энергий, быть в потоке - непередаваемые ощущения. Работа над собой действительно влияет на качество жизни...

Надия

Доброго времени суток. Мой

Доброго времени суток. Мой возраст пенсионный ,но в душе всегда оптимизм и юность. И это благодаря восточным практикам. Далеко за 30 я благодаря этим практикам родила двух чудесных детей. Но в 90 г.г. не знаю моя ли вина или нашей страны (было слишком тяжело), пришлось уйти в в стадию выживание и все бросить. В итоге опять болячки те же, но вот пытаюсь снова, взялась за цигун. Однако мне трудно дается работа с мыслью, очень трудно. Знаю, что результаты ошеломляющие - но как быть. В нашем небольшом городе есть группы, но ходить сложно. Как Вы считаете, освоив (и имея старый опыт) с инструктором практики -можно ли заниматься дома. У меня есть музыка для медитации. Боли мешают и сложно дается "без мыслей" стояние в ДЕРЕВЕ. Посоветуйте. Очень хочу выкарабкаться, хотя здесь цели ставить особенно-то и нельзя. СПАСИБО.

Olley

Самостоятельные занятия

Здравствуйте! По опыту могу сказать, что самостоятельно заниматься не только можно, но и нужно. Наилучший результат дает сочетание самостоятельных занятий и занятий в группе.
Меня настораживает фраза "болячки те же". Если старая болезнь возвращается - значит, уроки, с ней связанные, были не до конца пройдены и осознаны. И я бы в таком случае самой главной целью поставил бы разобраться с этими уроками. А сами практики можно рассматривать как поддержку, помощь и инструмент в этой работе.

Анастасия

Здраавствуйте! Я только

Здраавствуйте! Я только начала интересоваться данными практиками хотела бы узнать, где можно поподробнее ознакомиться с ними.Может у ВАс есть сайт где всё вышеперечисленное Вами более широко раскрыто?

Olley

RE:

Здравствуйте, Анастасия! С практиками лучше всего знакомиться практически. Если у Вас в городе есть секция цигун - то можно попробовать походить туда. А на сайте уже поделиться полученным опытом и обсудить возникающие вопросы.

Комментировать

  • Адреса страниц и почты преобразуются в ссылки автоматически
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Переносы строк и абзацы формируются автоматически

Дополнительная информация

ТЕСТ
Проверка, что Вы человек
Image CAPTCHA
зарегистрируйтесь, чтобы не проходить каждый раз эту проверку