27 ноября 2018 - Olley

Балансировка пяти элементов

Взаимосвязь пяти элементов

Предлагаю Вашему вниманию даосскую практику для балансировки пяти элементов. Строго говоря, этот комплекс является частью даосского самомассажа. Но, вполне может практиковаться и как самостоятельная техника.

Теория пяти элементов

Кратко напомню, что в даосской традиции выделяют 5 элементов, или 5 качеств движения энергии (по-китайски У-Син): дерево, огонь, земля, металл, вода. Им соответствуют различные органы и системы тела, различные качества.

Орбита пяти элементов

Есть определённые законы взаимоотношений этих элементов. Например, на рисунке справа представлена последовательность, в которой элементы усиливают друг друга. Дерево порождает огонь, огонь даёт пепел (землю), и так далее.

Суть практики состоит в том, что мы проводим энергию по внутренней орбите, соответствующей направлению порождения и усиления элементов.

Хотелось бы обратить внимание, что эта последовательность элементов справедлива только для энергии уровня ци — см. учение о девяти видах энергии.

Практика

Начальная поза: на низкой скамеечке или подушке, со скрещенными ногами. У мужчин левая нога спереди, у женщин правая. Руки на животе, под пупком. У мужчин сначала левая, сверху правая кисть, у женщин наоборот.

Позвоночник прямой, копчик не должен проваливаться.

Первый круг, настройка

Перемещаем руки на печень, она находится справа под рёбрами. Ощущаем печень, мысленно наполняем энергией из ладоней.

Перемещаем руки на сердце. То же самое, ощущаем, дарим ему энергию.

Далее, селезёнка, слева под рёбрами.

Следующий орган, лёгкие. Руки перекрещены: левая ладонь лежит на правой части груди, правая ладонь на левой части.

Почки, сзади на пояснице. Левая ладонь на левой почке, правая на правой.

Темп выбираете сами. В принципе, полминуты на орган вполне достаточно. Здесь, как и во всей этой практике, самое важное — работа с ощущениями. Не спеша, прочувствовали, зафиксировали, двинулись дальше.

Второй круг, работа со вкусом

Перемещаем руки на печень. Снова левая сверху правая снизу у мужчин, у женщин наоборот. Элемент дерево. Представляем во рту кислый вкус. Собираем слюну, глотаем, и стараемся ощутить, что она опускается до центра живота, в нижний дань-тянь. Ощущаем в центре живота кислый вкус.

Тут требуется некоторое воображение, чтобы сначала представить вкус, а потом ещё и перетащить это ощущение в живот. Навык приходит с практикой.

Перемещаем руки на сердце. Элемент огонь. Во рту горький вкус, всё то же самое со слюной.

Далее, селезёнка, элемент земля. Сладкий вкус. Аналогичная работа со слюной.

Лёгкие, элемент металл. Острый (пряный) вкус.

Почки, элемент вода, солёный вкус.

Третий круг, работа с качествами

Тут нам предстоит ощущать качества энергии. Мне легче всего было узнать качества энергии в практике син-и. Там есть специальные позы, каждая соответствует одному из пяти элементов. Я запомнил эти ощущения и потом вспоминал и воспроизводил в данной практике. Если у Вас нет подобного опыта, не расстраивайтесь, умение различать качества элементов придёт со временем.

Итак, возвращаем руки на печень.  Ощущаем в центре живота увязанность.

Сердце. Расширение.

Селезёнка. Сжатие.

Лёгкие. Простроенность.

Почки. Текучесть.

Четвертый — девятый круги, орбита

Захватываем руками энергию из печени, и, плавно перемещая руки на сердце, одновременно перетягиваем энергию в сердце.

Захватываем энергию сердца перетягиваем в селезёнку. Далее, из селезёнки в лёгкие, из лёгких в почки, из почек снова в печень.

Делаем 5 таких циклов.

Десятый круг, соединение с центром

Соединяем поочерёдно все органы с центром живота.

Руки на печени, мысленно представляем что печень давит на центр живота. Несколько секунд, и без фанатизма, очень лёгкое усилие. Затем живот давит на печень. И снова печень на живот. Ну и далее по остальным 4 органам то же самое.

Окончание

Перемещаем руки на центр живота и мысленно связываем с ним все пять органов (не упрекайте меня в незнании арифметики, парный орган считается тут за один :) ). Можно также представить, что все они давят по направлению к центру живота, а затем, что живот давит в ответ, и снова все органы на живот.

--

Практика призвана устранить дисбаланс в элементах, а также отцентрировать систему (увязать всё на центр живота, нижний дань-тянь).

Поделиться в соцсетях:

Добавить комментарий