Проблема духовного развития

25 марта 2011 - Olley
курящий йог

Сегодня хотелось бы поговорить еще об одной ловушке разума, которая уготована искренне интересующимся собственным развитием людям. Частично этот вопрос поднимался в предыдущих статьях, но сейчас он стал еще более актуален.

Основная проблема в том, что духовное развитие сейчас «модно». Доступно множество книг, школ, клубов, учителей... Престижно иметь хобби вроде йоги или медитации.

Получается интересная картина. С одной стороны, стали доступными уникальные знания и техники, а, с другой, все эти знания представляются в виде этаких безобидных игрушек, в качестве дополнения к скучному однообразию повседневной жизни. «Хотите разнообразить свою жизнь? Приходите на йогу! Хотите экзотических переживаний? Приглашаем в наш клуб медитации! Согласны, что необходимо духовно развиваться? Приходите на наши лекции!» И, хотя, на первый взгляд, «занимающихся-развивающихся» стало во много раз больше - реально развивает себя хорошо если 1% от общего числа людей, которые считают, что идут духовным путем.

Первое, о чем хочется в связи с этим сказать - это о том, что развитие не бывает приятным. Истинное развитие - это всегда выбор наиболее трудного варианта из возможных.

Проблема духовного развития в том, что оно подразумевает полную трансформацию себя, включая и негативные, и позитивные стороны. Происходит ломка картины мира. Старые убеждения, привычки, образ мышления должны в буквальном смысле умереть. Помните, у Кастанеды в 10-м томе говорится о том, что личность должна умереть на определённом этапе пути воина.

Реальное развитие начинается, только если оно становится вопросом выживания. И если ученик искренне готов посвятить этому всю свою жизнь и отдать все ресурсы. Если же подходить к развитию с ожиданием чего-то приятного - то никакого развития не получится. Невозможно развиваться только два раза в неделю, во время занятия йогой в фитнес-клубе, нужно прикладывать усилие каждую секунду своей жизни.

Любое развитие - это познание себя. Себя, таким, какой ты есть - со всеми недостатками и достоинствами. Столкнуться с собственными недостатками - не самая приятная в мире вещь. Вот как раз псевдоразвитие тактично обойдёт ваши недостатки стороной, и предложит сосредоточиться только на приятных аспектах.

В определённый момент духовного пути человека ожидает сражение с собственным разумом. Именно разум сопротивляется переменам и не хочет терять контроль. Именно разум мешает услышать шёпот нашего собственного сердца, наполнив человека сомнениями и многочисленными страхами.

На мой взгляд, здесь секрет в мотивации. Хотя, конечно, встречаются и весьма упрямые люди, но обычно у разума самого по себе не может быть достаточно сильной и устойчивой мотивации. Вряд ли под действием одной только логики человек способен на протяжении нескольких лет постоянно прилагать духовные усилия. Для этого нужно нечто большее, зов предназначения.

Дальше начинается кропотливая тренировка. Человек учится доверять своей интуиции, своему иррациональному чутью, учится опираться на то, что находится вне разума, и черпать силу в непознанном. Он вынужден переключиться на этот новый ресурс, т.к. перестаёт доверять своему разуму, а его картина мира рушится вместе с незыблемой уверенностью в силе рационального подхода к жизи.

Именно эта сила, приходящая из непознанного, способна трансформировать человека. Конечно, при условии, что он готов пожертвовать многим в своей жизи. У разума такой силы нет.

Поделиться в соцсетях:

Комментарии (12)

4 мая 2012 - Гость
Да. Полезное сочетание - статьи и комментариев. Особенно на тему - обязательны страдания или нет? Для себя коротко понимаю так: жизненная школа идет постоянно. Но если жизнь течет не осознанно, без духовных знаний и их практического применения, то мудрость (можно ли поставить знак равенства с понятием духовный рост ???) приобретается через страдания. Если же человек проживает воплощение осознанно, с постоянной работой над собой, то все необходимые для обучения ситуации, препятствия - воспринимаются не как страдание, а как уроки (в идеале - с радостью их пройти) для приобретения новых знаний, духовных качеств и избавления от негативов. То бишь для изменения себя. Наверное, это зависит от уровня сознания человека, от пройденного пути (количества и качества воплощений). У души "молодой", "не опытной", путь приобретения знаний начинается со страданий. В более поздних воплощениях, при наработке опыта и его трансформации в мудрость, рост идет не через страдания, а через осознанность и выбор более разумных и полезных (для себя и окружающих) ситуаций для совершенствования. Ответить
5 мая 2012 - valentina
Вот вы пишите о страданиях, как об отвлеченном понятии. А кто из вас, пишущих, по настоящему страдал? Если вы принимаете за страдания какие-то мелочи бытия, то да, можно легко включить осознанность и наслаждаться своим возвышением. А вы хоронили ребенка? Какую осознанность надо включать при этом? Здесь никакая работа над собой не поможет. Человек, переживший это, знает, что никакие духовные качества, полученные в результате этого опыта, не затмят боли этого страдания.Не испытывать боли при этом могут только истуканы с поврежденной психикой. Приятно писать и рассуждать о том, чего не знаешь. Не дай Бог вам познать настоящие страдания. Ответить
5 мая 2012 - Гость
Согласна с вами. Мои рассуждения о страданиях - это только мои попытки теоретически осмыслить эту тему. Известно, какая пропасть бывает между словами и делами, между теорией и практикой. И тем не менее, я знаю мудрых людей, прошедших не простой жизненный путь, которые держат свою высоту и это чувствуется. Потому так и строилась моя мысль. Понимаю, что мой комментарий показался вам глупым и самонадеянным. Но это как раз и говорит само за себя - я не отношу себя к зрелым душам, Это как студент, обучающийся в вузе, не обязательно становится специалистом. Но, тем не менее, этот опыт теоретического обучения в вузе оставляет свои следы в его внутреннем мире и, думаю, его нельзя назвать бесполезным. А я только учусь, и решилась, не смотря на отсутствие таких знаний, какими владеете вы, тоже участвовать в дискуссии. И мне важны ваши ответы. Ответить
5 мая 2012 - valentina
Вот вы сами и ответили на свой комментарий. Нельзя сравнивать страдания и подводить их под общий знаменатель. Человек проживает массу жизней и в каждой испытывает разные по характеру страдания. Есть люди,которые проживают жизнь легко, ничего особо тяжелого не переживая. Но о них нельзя сказать, что они чего-то уже достигли в духовном. Им видно дана некоторая передышка, после прежних экстремальных воплощений. Нельзя судить по страданиям о духовном уровне человека. Ответить
10 мая 2012 - Гость
Меня привлек здесь, в этом разделе, комментарий гостя по имени Ярул (комментарий был сделан еще в 2011г.). Такое мнение встречаю не первый раз и потому попыталась в который раз честно подумать об этом (по отношению к своей жизни). Понимаю, что многие страдания действительно являются результатом моей же собственной глупости (следствие сделанного выбора) или страданиями эго (ошибочная самооценка, домыслы, невежество, ленность в развитии, использование непроверенной информации, фрустрации от неоправданных придуманных ожиданий). Я сейчас не рассматриваю те ситуации, которые человек не в силах изменить, те ситуации, что приходят "как бы извне" - человек не выбирает себе родителей и детей (во всяком случае мы не помним этого), место рождения, тело, язык, национальность, культуру, традиции, потенциал интеллектуальных и психических возможностей, несчастные случаи, все, что можно отнести к форс-мажору.... Я как раз об обычной обыденной жизни, которую мы живем каждый день... В ней тоже много страданий, связанных с отношениями и поиском своего места в этом мире (дружба, любовь, семья, творчество....) . Потому по поводу "зрелых" и "незрелых" душ - у меня есть такое чувство, что те души, которые достигли чего-то в духовном, - они все равно чувствуются. Можно не знать их судеб и перепетий их жизни, но рядом с ними хочется стать лучше и понимаешь, что измениться и изменить свою жизнь к лучшему возможно.... Я благодарю автора комментария и автора сайта про очередное напоминание - нужно учиться быть честными самими с собой. Ответить
5 мая 2012 - Гость
Валентина, может быть вы напрасно пренебрежительно отзываетесь о мелочах обыденной жизни.? Я думаю, работа над собой, чувство осознанной жизни и ответственности за нее для многих, в том числе и для меня, может начаться именно с этих самых мелочей будничной жизни (отношения с людьми, отношение к себе). Думаю, нельзя это перепрыгнуть и избежать. Если человек научится использовать духовные знания в простом, то этот успешный опыт поможет ему и в более сложных жизненных обстоятельствах. Но, возможно, вы правы. Не познав опыта потери, опыта болезни, опыта выживания, нечего лезть в рассуждения, участвовать в подобных дискуссиях и форумах. Хотя.... Не знаю. Ведь в слово "страдание" входит столько всего...., что, наверное, одному человеку не дается пройти их все. Вы испытали одно, я - другое. Дело не в сравнении этих чувств, а в попытке понять и услышать друг друга. Ответить
4 мая 2012 - Olley

Знаете, мои наблюдения показывают, что не всегда "страдания" означают "молодость" души. Абсолютно у каждой Души есть уроки, которые необходимо пройти, и которые именно ей по силам в данный момент, и точно также есть возможность выбрать способ, как проходить эти уроки. И здесь - полная свобода выбора.

В целом, наверное, Вы правы: по мере обретения опыта меняется отношение и к самому процессу роста, и к страданиям. Главное, остерегайтесь гордыни, которая всегда готова поставить нам подножку. В данный момент она может выразиться в том, что человек объявит себя "взрослой душой" и начнёт свысока смотреть на молодые "глупые" "страдающие" души.

Ответить
+ ещё комментарии

Добавить комментарий