Информация и знания
Недавно я провел небольшую экскурсию по интернету — посетил несколько сайтов, претендующих на передачу Знаний. Почитал дискуссии, в некоторых поучаствовал, и пришел к неутешительному выводу — в большинстве своем люди не умеют работать с новой информацией и вообще не отличают информацию от знаний. Что и говорить, это непростой вопрос. Как вообще можно рассуждать о новом — о том, о чем нет еще никаких представлений? Единственный способ работать с новым — это почувствовать. А наше главное препятствие — жесткая картина мира.
Следует заметить, что в наше время доступны огромные объемы такой информации, которая раньше была закрыта. Возьмите любую религию, эзотерическое течение или тайную систему знаний — и практически наверняка можно найти несколько книжек или статей по данной теме. Казалось бы: бери — не хочу. Но мало просто найти информацию, нужно с ней грамотно обращаться, чтобы превратить ее в Знания.
Складывается довольно забавная картина — информации море, а знающих людей очень мало. У многих есть искренний интерес к новым Знаниям, но они не умеют учиться, не знают, как эти знания взять. Если говорить образно, такой человек сидит по шею в воде, и при этом умирает от жажды.
Любой духовный учитель начинает именно с того, что учит ученика учиться. И на это тратится большая часть усилий на первом этапе. Потому что когда человек умеет брать знания и готов к этому — обучить его уже не составляет труда. Чтобы понять, как именно следует подходить к новым знаниям, обсудим несколько простых утверждений.
Утверждение первое: сознание любого человека замусорено его убеждениями. Набор убеждений достался ему от родителей, учителей, социума и представляет собой ту самую пресловутую картину мира — обычно совершенно негибкую. Собственно, любое жесткое убеждение — это некий крючок, который будет цеплять и привлекать в жизнь человека определенные ситуации, направленные на приобретение определенного опыта — до тех пор, пока человек это убеждение не проработает. Совершенное сознание свободно от убеждений.
Утверждение второе: в рамках жесткой картины мира может быть только новая информация, но не новые знания. Если человек остается жестко привязан к своим убеждениям, он просто не может приобрести новые Знания. Это все равно, что безвылазно сидеть в своей квартире. Можно по-другому разложить предметы, переставить мебель, можно даже разобрать две табуретки и собрать из деталей один стул — и получить иллюзию новизны. Но по сути, содержимое квартиры-то не поменялось. А чтобы получить новые Знания, нужно сделать очень простую и одновременно очень сложную вещь — открыть дверь и выйти на улицу.
Утверждение третье: новые знания нельзя измерить в рамках своей картины мира. У человека просто нет точки опоры, чтобы о них судить, поскольку в своем прошлом опыте он с ними не сталкивался. Это все равно, что дать кому-нибудь в руки линейку, и попросить засечь время. Возможно, что-то из новых знаний кажется знакомым — это иллюзия, навязанная нашим рациональным умом, который просто не может оперировать в неизвестном и вынужден хоть как-то притянуть за уши что-то известное, более-менее похожее. Поэтому выносить суждения о новом или тем более говорить: «а, ну тут все понятно» - ловушка.
Утверждение четвертое: истинные знания — это те, которые проверены на собственном опыте. Умственные спекуляции не являются знаниями. Например, можно проштудировать руководство по управлению автомобилем от корки до корки. Запомнить название всех ручек и приборов, технические характеристики и т.д. Но разве это руководство способно дать ощущение прикосновения пальцев к рулю? Дать почувствовать скорость и услышать упругий поток воздуха в открытом окне? Позволить поймать ощущения от разгона и торможения, от поворота, от попадания колеса в ямку? А, самое главное, теоретическое руководство не сможет научить Вас чувствовать габариты машины, выбирать скорость, маневрировать - в общем, водить машину.
Не нужно думать, что, когда мы говорим о новом, речь идет только о мудреных эзотерических концепциях. С новым человек сталкивается буквально на каждом шагу: когда строит отношения с людьми, когда меняет место работы, когда чему-то обучается, и даже когда производит привычные ежедневные действия. Секрет истинной Силы — в текущем мгновении, в повседневных ситуациях. Будучи детьми, мы открыты для непознанного, и легко усваиваем огромные объемы знаний. К сожалению, взрослея, мы становимся в большинстве случаев все менее гибкими, и потому вынуждены раз за разом на протяжении долгого времени получать от судьбы больно по голове, прежде чем усвоим что-то новое.
Главная ошибка при взаимодействии с непознанным — это опереться на свой разум, на старую картину мира. Как мы уже обсуждали выше, эта точка опоры совершенно не подходит. Разум — это компьютер, хороший и полезный в некоторых ситуациях. Но он не способен к постижению нового и к творчеству. Если на Ваш компьютер не установлена программа для рисования, Вы никакими силами не сможете заставить его нарисовать хотя бы простейший рисунок. Однако, наш разум считает себя всемогущим (просто потому, что ничем другим нас не учат пользоваться) и потому очень не любит новое, которое бросает ему непосильный вызов.
К счастью, как и у любого компьютера, набор возможных реакций разума на непознанное ограничен. Поэтому их легко отследить у себя при условии достаточной честности. Рассмотрим эти реакции на примере такой ситуации: Вы сидите в своей квартире, и вдруг слышите звонок в дверь. На пороге стоят грузчики, которые сообщают Вам, что они привезли специально для Вас рояль. Хороший, большой, черный рояль. Совершенно бесплатно. И что они готовы его Вам доставить прямо сейчас. Вы радуетесь такому сюрпризу, т. к. давно хотели научиться играть на рояле. Но тут, к Вашему огорчению, выясняется одна деталь — рояль настолько большой, что не пролезает в дверь. А даже если и пролезет, то просто не уместится в квартире из-за стоящей внутри мебели. Грузчики пожимают плечами и уходят, оставив рояль возле двери. А вот дальше возможны варианты.
Человек первого типа - будем называть его верующим — жадно подбежит к роялю, выломает две клавиши и утащит их в квартиру. Там он примется настукивать клавишами, как палочками, некий ритм, и гордо подумает: «Так вот, как играют на рояле. Ну, мне все понятно. А у меня неплохо получается, черт возьми. Я мог бы стать великим пианистом». Потом он примется названивать друзьям и рассказывать, какая замечательная вещь — рояль, и как легко на нем научиться играть. Он доведет всех знакомых до умопомрачения своими навязчивыми предложениями приобрести такую замечательную вещь, как рояль, и обещаниями легко научить на нем играть.
Верующих легко узнать по ярости, с которой они защищают свои новые убеждения. Когда они пытаются донести свои идеи до другого человека, а он их не понимает или отстаивает свою точку зрения, верующие разочарованно говорят: «Тебе этого просто не понять» или «Тебе надо еще дорасти до этого». В общем-то, верующие — неплохие ребята, поскольку открыты для новой информации. Но они не понимают, что новые знания чудовищно искажаются их картиной мира, от которой они не смогли отказаться. А в итоге новое в таком виде не приносит никакой пользы. Я знаю, о чем пишу, поскольку сам по характеру — типичный верующий, и предрасположен проявлять именно реакцию верующего.
Человек второго типа — фанатик. Он, с не меньшей яростью, чем верующий, будет делать противоположную вещь — отрицать рояль и все его проявления. Начнет он с того, что заявит: бесплатных подарков не бывает, потому что ему это хорошо известно. А роялей вообще не бывает, т. к. такого предмета нет в его квартире. Он откажется даже взглянуть на рояль, а если его все-таки заставить, он скажет, что это пишущая машинка. Такая же, как стоит в его квартире, только увеличенная. И что ему это не интересно, т. к. на машинке он давно уже умеет печатать.
Фанатики настолько отшлифовывают свое искусство игнорирования, что умудряются не слышать и не видеть очевидного. С таким человеком забавно разговаривать о чем-нибудь сугубо практичном и понятном, а в середине вставить фразу типа «Ты знаешь, я вчера слетал на Марс — чего-то погода у них там совершенно испортилась». Фанатик подвиснет на секунду, взгляд станет пустым. Потом произойдет перезагрузка, он очнется и продолжит предыдущую тему как ни в чем не бывало. Разве что пробормочет между фразами «Да, погода у нас в Москве сейчас никудышняя».
Третий тип — глупец. Он совершенно озадачится проблемой рояля. Он будет в замешательстве перебегать от рояля к квартире и обратно и никогда не сможет решить, что же ему сделать в этой ситуации. Он так и не отважится попробовать поиграть на рояле, но вместе с тем и не сможет принять твердое решение отказаться от рояля и забыть о нем.
Такие люди любят порассуждать на тему: вот, хорошо бы получить настоящие знания / стать мастером тайцзи / научиться астральным путешествиям и т. д., и какие выгоды это могло бы принести. Но глупцам либо постоянно что-то мешает: дела, работа, нет времени, усталость и прочее, либо они заявляют что ничего не понимают, тихо садятся и ждут, когда же кто-нибудь придет и научит их.
Если мы хотим получить практическую пользу от нового, нам нужно обмануть свой разум. Вот как это делается. Человек, который свободен от своей картины мира, никогда не будет считать, как верующий, что ему все известно о роялях. Он прекрасно знает, что мир не таков, каким кажется. Он понимает, что все его суждения будет находиться в рамках его старой картины мира, и не позволит им диктовать свои действия. Этот человек может почувствовать страх и угрозу неизвестного, как и фанатик. Но при этом будет действовать, будто ничего не случилось. Такой подход позволит ему быть максимально осознанным и аллертным, и не упустить ни одного нюанса нового Знания. И, конечно, он, в отличие от глупца, не смотря на множество вопросов, внешне будет выглядеть совершенно уверенным в себе человеком. Его уверенность исходит из понимания, что возникшая ситуация наверняка предусмотрена его судьбой и несет для него некий новый и необходимый опыт.
Собственно, этот подход описывался и Карлосом Кастанедой, и Теуном Марезом в их книгах — там, где говорилось о трех типах плохих привычек. Там же и давался рецепт, каким образом следует подходить к новому Знанию. Рецепт называется «щит воина»: страх, уважение, осознанность и уверенность. Это не щит в буквальном смысле, а некое настроение, которое позволяет избежать ловушек жесткой картины мира. Это настроение служит в первую очередь для того, чтобы усмирить разум и не давать ему вмешиваться в то, в чем он совершенно не разбирается.
Схема подхода к новому знанию универсальна, поскольку исходит из законов сопротивления, и ее можно применять в каждую секунду своей жизни. Например, те же типы реакций встречаются и у занимающихся цигуном. Верующие могут почувствовать какой-то начальный эффект, и решить, что они все познали. Тем самым эволюция останавливается — вместо движения вперед они начинают крутиться на месте, погруженные в свои ощущения, и начинают их считать высшей истиной. Верующие всегда готовы всем окружающим рассказать / показать / объяснить. Фанатики обычно вообще не попадают на занятия. Но если вдруг обстоятельства заставляют их туда прийти - постоянно находятся в протесте. И верующие, и фанатики зачастую могут решить например, что лучше Учителя знают, как, сколько и чем заниматься. Только по разным причинам: верующие — потому, что считают себя познавшими все, а фанатики — потому, что ничему не верят. Ну и глупцы настолько впадают в замешательство, что могут даже из-за этого бросить занятия.
Самое важное при столкновении с новым знанием — это перестать ассоциировать себя со своими убеждениями. Нужно уметь признать, что Ваши знания не являются всеобъемлющими. И что Вы в буквальном смысле вступаете в неизвестное, в котором пока нет ни опыта, ни знаний. Иначе, сидя по шею в воде, можно умереть от жажды. Либо Вы будете втягивать воздух, думая, что пьете, либо Вы вообще проигнорируете воду, либо так и не сможете решить, стоит ли попить и не будет ли от этого последствий.
Наверное, надо сказать еще пару слов о разуме и почему он так не любит новое. Дело в том, что в новом совершенно не действуют законы логики, как в сказочном королевстве кривых зеркал. Например, один из законов там мог бы звучать так: «Если верно какое-либо утверждение, то так же верно и полностью противоположное». Или вот еще один: «На любой вопрос всегда есть бесконечное множество ответов, и все они абсолютно верны» Понятно, отчего бедный разум приходит в замешательство — он не может оперировать такими понятиями! Именно поэтому многие ученые-математики сходят с ума. Современная математика дошла до границ разума, оперируя такими понятиями, как бесконечность, иррациональность и т.п. Попытка представить это разумом может привести к выходу из строя последнего!
Прекрасным примером логики непознанного могут служить дзенские коаны — это задачи, которые давались ученику для того, чтобы «сломить» сопротивление его разума. Например — одна из самых известных, «гусь в бутылке». В глиняный кувшин с узким горлышком посадили маленького гусенка. Он там вырос, и его тело уже не пролезает через горлышко. Наружу торчит только голова гуся. Задача: как достать гуся из кувшина так, чтобы не разбить кувшин и не повредить гуся?
Обратите внимание, что условия задачи делаются предельно ясными для разума. Мы знаем, что такое кувшин, что такое гусь, и как он туда попал. Но вот решение задачи сходу явно не поддается.
Долгое, иногда в течение нескольких лет, раздумье над такими вопросами должно было привести ученика к пониманию роли разума и способов взаимодействия с непознанным. Заодно у ученика вырабатывалась воля и дисциплина — так как предписывалось работать над коаном ежедневно по нескольку часов до победы. Отказаться от задачи было нельзя. Если Вы решите поразмышлять над таким коаном — помните, что разумом он не решается. Во всем Вашем наколенном опыте по определению нет ничего такого, что дало бы на него ответ. Вместе с тем, задача решаема.
Надеюсь, я смог достаточно озадачить Ваш разум. Легко принять и поверить, что есть нечто черезвычайно интересное за прелами логики. Но вот заставить свой разум отказаться от тотального контроля и дать дорогу новому - это настоящий подвиг. А теперь остановитесь на секунду, отследите свои мысли от прочтения данной статьи. Затем проверьте себя:
1)Верующий человек подумает: «Да, точно, все правильно написано. Согласен с каждым словом на 100%»
2)Фанатик (если дочитает до конца) решит: «Да ну, полная ерунда. Зачем вообще забивать себе голову этой чушью»
3)Глупец скажет: «Конечно, интересно. Но вот здесь и здесь не понятно. И что же вообще теперь делать? Хорошо бы применить это на практике, только не ясно, каким образом. Мне надо время поразмышлять над всем этим»
Комментарии (2)
Ночи доброй!Очень познавательно,благодарю!!!Один вопрос,так что там на счет гуся?))))))
А что на счёт него? Правильный ответ - для каждого свой :).
Понравилась статья. Хочу добавить, что наша способность усваивать информацию напрямую зависит от эволюции нашего сознания.Все познания, как говорилось в статье, приобретаются через собственный опыт. А опыт можно получить только пережив многие сотни тысяч воплощений.Тщетно рассказывать вам, что соль горька, если вы её не пробовали. Опыт, отложившийся в нашем сознании за многие тысячи воплощений, и есть та способность свободно воспринимать и умение выбирать ценное в информационном хаосе.Высшую математику не решить, если вы не знаете арифметики.Опыт многих воплощений и есть то, что у верующих называют "Бог открыл уши".Поэтому и говорится "Не суди, и судим не будешь". Ведь опыт не может быть только хорошим.Чтобы познать всё, надо познать и плохое.И каждый в данном воплощении проходит свой индивидуальный опыт, а его сознание находится на уровне и ступени также индивидуальных. И если он фанат, то он видел в замочную скважину только хвост слона.А если верующий, то это тот, кто сам соль ещё не пробовал, но верит тому, кто ел. Но тот, кто хочет знать и ищет истину, тот должен сам через всё пройти и всё испробовать.
С уважением Валентина.
Если рассмотреть с другой стороны вопрос:
Игры - как сборники душ
идеальные машины для изменения пути миллионов людей
Не путь тысячи повторений при схожих обстоятельствах, а именно сбор чистой квинтэссенции душ, увлеченно_добровольных в своем стремлении
честно говоря пришел в некое замешательство при попытке типировать себя по такой схеме)) В различных ситуациях я веду себя пл-разному... Четко вспоминается множество случаев, где я вел себя и как верующий и как фанатик и как глупец) Трудно, наверное, бороться с таким букетом... А может, напротив - просто) Ведь каждого понемногу :)
А вот по прочтению статьи я не задумывался о ее истине, ибо считаю, что во всем есть доля истины) Даже в самой большой глупости) Но настроение мне нравится) И улыбка на лице)))
Спасибо!
получается я верующий ... )) а есть еще варианты?- как я могу быть несогласным, если действительно здраво написано ))
какой тонкий намёк) замечательно)
Добавить комментарий