13 июня 2017 - Olley

Законы общины

правила общины

В предыдущих статьях не раз затрагивалась тема общины. Как достичь единства в коллективе, «складывания» между участниками, что мешает этому процессу и т.д. Обсуждалось много разных условий, правил, которые необходимо соблюдать в общине. Однако, сейчас я прихожу к выводу, что лишние теории нужно отбросить, а все условия функционирования общины сводятся к двум простым правилам.

Прежде, чем продолжить, должен заметить, что с моей точки зрения все попытки построить общину в том поселении, где мы живем, провалились. Так что во многом эта статья про ошибки и неудачный опыт. Итогом развала общины стало то, что мы и наши друзья вышли из состава поселения. Именно по причине непримиримых противоречий на тему того, как должно быть организовано взаимодействие в коллективе поселения.

Правила общины

Самое время открыть те самые два условия функционирования общины, они очень просты:
1. Мотивация
2. Отсутствие паразитов

Это всё, что необходимо для успешного взаимодействия. Для коллектива любого размера. Сверх этого ничего не нужно. Давайте подробнее разберём каждый пункт.

Мотивация

Имеется в виду, что у каждого участника должна быть достаточно сильная и искренняя мотивация. Иначе у него просто не хватит запала, чтобы преодолеть возникающие трудности. Проблема не в том, что у людей не хватает энергии, и не в том, что они плохие или цели у них не благие. А в том, что большинство пребывают в иллюзиях относительно своих истинных потребностей.

Например, в поселении решили построить общий дом. Произносились красивые речи, насколько этот дом необходим, и как это поможет объединению людей и так далее. Договорились собираться пару раз в неделю и по несколько часов работать. В первый день стройки пришли почти все. Второй, третий, четвёртый день — народу уже меньше. Хорошо, если половина. Через некоторое время всё сходит на нет. Если только не появляются горящие энтузиазмом новички, или не происходит какой-то иной внешний толчок.

В чём причина? В том, что человек на самом деле не знает, зачем конкретно ему этот общий дом. Это чья-то чужая идея, «в поселении должен быть общий дом». Что ещё хуже, люди думают, что когда появится общий дом — вот тогда он решит все их вопросы, в том числе в области взаимоотношений. «Да, сейчас у нас есть проблемы, но вот если бы у нас был общий дом — мы бы сразу начали организовывать посиделки, тематические встречи, семинары...». Правда в том, что если у кого-то есть реальная потребность проводить встречи, он будет это делать независимо от наличия или отсутствия общего дома.

Ещё один пример, тоже из личного опыта. Когда обсуждали вопрос, зачем нам община — очень многие упоминали «духовное развитие». Мол, будем вот заниматься вместе духовными практиками, как будет классно. На деле же всё это разваливается после одной — двух встреч. Потому что — будем честны - это духовное развитие нафиг никому не нужно.

Таким образом, на стадии формирования общины одна из главных целей — выяснить истинную мотивацию каждого участника. Совпадает ли она с тем, что он заявляет на словах? Разумеется, потребности людей при этом должны быть примерно одинаковые. Ну, по крайне мере, непротиворечиво укладываться в общий образ.

Индивидуализм в общине

Перейдём ко второму условию. Отсутствие паразитов. Или, скажем мягче: индивидуалистов. С этим сложнее, так как индивидуалисты маскируются и часто искренне считают себя общинниками. Встречаются и такие, кто осознанно занимается паразитизмом с корыстными целями. Такой человек на словах будет красиво говорить об общине и всеобщей любви, но на деле постоянно тянуть одеяло на себя или подспудно мешать остальным.

Сильная община может переварить одного-двух индивидуалистов, но на стадии становления присутствие паразита станет критическим фактором, из-за которого всё развалится, а между людьми будут посеяны недоверие и взаимные обиды.

Мне сложно тут привести конкретный пример, при том что я не раз наблюдал описанный эффект. Именно по той причине, что внешне всё выглядит красиво и «предъявить» что-то конкретное бывает сложно. Придётся описывать много деталей и длинную предысторию, чтобы читатель воспринял все тонкости ситуации. Впрочем, один пример будет дальше в статье. А пока - о лекарстве.

Средство от индивидуализма

Первое — при организации общины нужно с самого начала закладывать такие правила и законы, которые максимально препятствуют проявлениям индивидуализма. Возможно, уклад наших предков и копное право как раз и были тем механизмом, который защищал общину от индивидуалистических настроений.

Но все возможные варианты не предусмотришь, паразитизм бывает весьма изворотлив. Поэтому, второе: признать индивидуалистические и эгоистические черты в самом себе, и работать с ними. Именно через такую работу можно научиться распознавать паразитизм и адекватно реагировать. Не молчать и терпеть, но и не развязывать мини-войну, разрушая при этом всё подряд, плохое и хорошее.

Недавно я посмотрел отрывок из семинара Минина, где речь шла о чередовании поколений индивидуалистов и общинников. Достаточно интересное видео, рекомендую (видео называется Cеминар-практикум В.М. Минина в Дорохово. Доклад. Закон 4-х поколений). После просмотра в моей картине мира сложился кусочек мозаики. Этот семинар помог мне признать, что по типу сознания я отношусь к индивидуалистам. Это не плохо и не хорошо, просто факт. Если есть выбор, я предпочту индивидуальные ценности и личный комфорт общественным ценностям. И я мало чем готов пожертвовать ради общины. Поэтому, например, мне сложно понять и принять эпоху коммунизма в истории нашей страны. И это при том, что за 10 лет жизни в разных общежитиях во время учёбы я научился уживаться и находить общий язык с соседями. Но не стал общинником. И мне стоило бы отбросить иллюзии на тему «как хорошо мне будет в общине».

Но это и не повод впадать в депрессию. Правильный вопрос звучит так: какова моя роль (с моим типом сознания) сейчас, в наше время — с учётом вызовов, стоящих перед моей семьёй, моим городом, страной, планетой? В чём состоят текущие планы Всевышнего и каково моё место в них?

Пока что я учусь строить маленькие, локальные взаимодействия, используя и проверяя на практике 2 упомянутых правила. Которые, как можно заметить, на самом деле представляют две стороны одной медали. Мотивация — это энергия для движения вперёд, а индивидуализм — это сопротивление, основанное на эго, в разных его проявлениях.

Примеры применения правил общины

Мне довелось поучаствовать в работах по взаимообмену, в нескольких группах. Это был очень интересный опыт. Суть примерно в следующем. Один день работаем с соседом у меня, следующий день у него. Следим за взаимоучётом часов. Я пробовал так работать в разных вариантах: и большой группой (4 человека и больше), и вдвоём, разное количество времени, разный характер работ и т. д. И в итоге подобрал режим, в котором мне комфортно. Опыт такого взаимодействия не раз подтверждал правила общины. Если у людей нет мотивации, то есть лично у каждого нет насущной потребности и интереса в работах на своём участке, то они просто не смогут самоорганизоваться либо быстро выпадают, не видя смысла в продолжении такого взаимодействия.

Второе правило тоже здесь ярко работает. Если у кого-то пересиливает лень, человек работает без отдачи, часто бегает на перекуры — это вызывает скрытое возмущение тех, кто работал честно. Возможно, они слишком вежливы чтобы высказать свои претензии открыто, но если эту ситуацию не обсудить всем вместе, коллектив развалится. Честные, во-первых, не захотят больше работать в одной команде с индивидуалистом, во-вторых, в их глазах обесценятся их собственные заработанные часы, и пропадёт мотивация продолжать. Так один паразит способен высосать энергию всего коллектива.

Законы общины в складывании с собой и в паре

В заключение хочу обратить внимание, что два упомянутых правила работают не только в коллективе. Всё взаимосвязано, и законы едины.

Когда человек учится складывать сам с собой, у него должна быть достаточная мотивация. Именно поэтому вступлению на путь истинного духовного развития обычно предшествует сильный кризис. Иначе это будет не духовное развитие — а так, попытка поиграть в духовность чтобы немного обогатить и разнообразить повседневную жизнь, которую человек на самом деле не готов кардинально менять. А главный противник человека на пути духовного развития — чувство собственной важности.

Складывание в паре, семье. Один из самых непростых вызовов в жизни. Почему так важно ответить на вопрос, пара рядом с тобой или не пара? Потому что положительный ответ обеспечивает достаточную мотивацию. Если люди решили только поиграть в семью с потайной мыслью «если что — разведусь», то такая семья рискует развалиться при возникновении первых же заметных трудностей. Ну а основные проблемы в семейных взаимоотношениях создаёт эго супругов. Но об этом — в будущих статьях.

Поделиться в соцсетях:

Комментарии (9)

14 февраля 2019 - Константин

Доброе Вам. Прочитав Ваши наблюдения и наработки,можно сделать следующий вывод. Умственный, физический, и ментальный баланс у всех разный, то есть прежде чем объединятся нужно тщательный побор людей, и синхронизировать единые ценности. Эгоизм и индивидуальность нужно оставить тем людям кто этими пороками поражен. В не общества человек развиваться не сможет, я не беру исключения.

Ответить
15 июня 2017 - Ира

Приведу отрывок из своих записей - с тем чтобы обсудить данный вариант взаимодействия, в котором индивидуальный путь не ломается общественными решениями:

"...Потому что тогда взаимодействие людей стало бы гораздо приятнее.

Вот одна схема.

Пространство на участке земли. ДОСТАТОЧНОЕ ДЛЯ ЖИЗНИ И ОТДЫХА для человека и его семьи, состоящей из четырех человек.

Хозяин организует площадку для обмена опытом.

Участники приходят посмотреть. И вносят плату, соразмерную (рациональным) расходам сил и средств организатора.

Выступают со своими разработками два человека. Они не платят, а показывают и имеют возможность ознакомиться с опытом другого.

Желающие помогают в процессе демонстрации, получают практику.

Как воспитывать детей в данном ракурсе? Они любят мультики; игрушки и развлечения. Поддерживать ежедневный баланс: получил - сотворил, имея своё пространство для творчества дома.

Тогда у ребёнка не будет пресыщения, вялости. Получив впечатления, творит и сам себя структурирует. Родители - друзья, помощники - уделяют часть своего времени; постепенно начинают советоваться с ними и в домашних делах."

Ответить
15 июня 2017 - Olley

По моим наблюдениям, обмен опытом происходит более неформально. Например, если у меня возникли вопросы по подключению электричества - я просто зайду к соседу, у электричество уже подключено. Попрошу показать, как у него сделано, задам свои вопросы, посоветуюсь.

Будет ли востребован более формальный подход с организацией площадки по обмену опытом, я не уверен. По крайне мере, в небольшом поселении это будет достаточно редкое событие. Хорошо, если каждая семья сможет организовать площадку 1-2 раза в год.

А вот для детей такой подход мне кажется перспективным. В игровой форме организовывать небольшие кружки, где происходит взаимообучение.

Ответить
16 июня 2017 - Ира

Наверно, да - влияние психологических препон родителей в кружках, внеклановых структурах, послабее будет. Ребенок сможет затем внести новизну в семейную атмосферу.

Что касается начинаний взрослых - не обязательная процедура обмена опытом свободна от границ поселения. Для того, кто давно полон идеями, пример организованной площадки может явиться стимулом, чтобы навести порядок в собственной жизни.

Организация площадок может стать хорошей привычкой для людей и принести пользу: не в смысле покрасоваться перед другими или заработать деньги - а делиться идеями, обкатывать их, улучшать участием других, абсолютно исключив препятствие в виде авторских прав.

Ответить
16 июня 2017 - Olley

Ирина, а у Вас есть практический опыт организации площадок или участия в таких мероприятиях? Расскажете в двух словах? Действительно интересно.

Ответить
17 июня 2017 - Ира

Да, немного есть.

Из негативного опыта и наблюдений увидела, что неодинаковость жизненных принципов и психологические сюрпризы собравшихся людей являются непреодолимым препятствием для общинного типа взаимодействия. Там - и отстаивание лидерства, и зависимость от лидера; потребительское мышление, сознательное паразитирование; пассивное ожидание неопределенного будущего - всё то, что вы описали. Конкретика от вашей мало чем отличается.

Потому и поделилась теперь пониманием, что мероприятие может стать примером, но каждое такое должно быть завершенным за один заезд (к кому-либо) - чтобы не создавать долгов.

Коллектив, по моему внутреннему убеждению, может сложиться в естественном ходе вещей - и то, если не заявлять об этом "официально", чтобы не создавать чувство скованности обязательствами.

Общность людей, способных согласованно Действовать, может начать расти от одного-двух человек, которые поладили, без вынужденного подчинения (например, жены - мужу или наоборот).

Ну а это совсем не просто. При том что хорошо бы уже таким (а не всем подряд) людям находить друг друга; заводить своих кур, корову, даже если доить не умеют.

В двух словах не получается.

Короче говоря, если есть такая пара - то устроить пробное мероприятие "Площадка для обмена опытом", на мой взгляд, возможно и полезно. Начать с (негромкого) объявления, по которому принимаются заявки на участие в мероприятии, где два разных участника покажут на примере, как они делают своё хозяйственное приспособление - простое и уникальное.

Такая вот идея. Сама её пока осуществить не имею возможности.

Это вопрос, в первую очередь, духовно-созидательного характера - не как зарабатывать. Предполагается хотя бы некоторая устроенность организаторов в этом отношении.

Ответить
17 июня 2017 - Владимир

Проблема в том, я думаю, что в нашем случае община не возникла по необходимости, а её пытались искуственно создать, чтобы потом с её помощью решать какие-то абстрактные задачи «более эффективно». Ни одной конкретной задачи ни у кого не было, эффективность сравнить не с чем, но взялись за инструмент.

Индивидуализм -- это проблема при построении общины, это правда. Это основа общества потребления. Это противоположность общины. У нас соседи «двумя руками» за общину, при этом козу надо завести свою и свеклу вырастить свою, и хлеб испечь свой, уникальный, непохожий, это же очень важно. Показать, что можешь всё сам, что у тебя длиннее. Это шизофрения, вообще-то. Люди хотят подчеркнуть свою индивидуальность, выйти из системы, это же чуть ли не девиз всех экопоселений. Создать какую-то свою альтернативу денег -- это плохо, это система, от неё уходили. А то, что община -- это тоже система, в голове не укладывается. Мыслей три, а полушарий всего два.

Про разделение труда, бессмысленность дублирования дел вроде все понимают, на словах, но кто готов отдать козу соседу и заняться чем-то другим в освободившееся время? Никто. Разделение труда означает, что ты зависишь от соседа, а сосед зависит от тебя. Но никто не доверяет настолько соседу, и совершенно точно не хочет в ответ давать ему обязательств, по которым придётся отвечать. Такая община.

То, что ты пишешь про запал -- это та же ответственность. Когда люди на эндорфинах почти поголовно вписываются в общий дом, даже не изучив проект -- это не запал, а безответственность. То, что дом им нафиг не нужен на самом деле -- это половина дела. Но они на словах обсуждают «каждый четверг до конца года», и даже не представляют что это значит. Потом оказывается, что танцы, болячки, отпуск, море, бабушка, цирк итп, не до стройки опять. Это же всё легко было предвидеть. Уверен, что абсолютно никого из тех, кто вписался в общий дом, при отсутствии не грызла совесть, что он подставляет людей. Обычно это «да ладно, и без меня справятся». Это безответственность.

Ещё есть организатор проекта. Который мог бы пойти лично заниматься делом, звать каждый раз желающих на помощь, и на пятый раз оценить доступные ресурсы. Вместо этого записывает все 20 семей в актив, со слов обдолбаных эндорфином представителей, а потом удивляется, что никто не ходит. Это же ответственность руководителя -- трезво оценивать ресурсы, планировать работы. Но этого нет. Зачем? Кто с кого спросит? Перед кем и -- главное -- чем отвечать?

Когда я на собрании поднял этот вопрос, сказал, что у нас уже было 20 провальных проектов против 2 успешных, что возможно стоит подумать об этом и не рвать на себе рубашки. Мне было сказано, что нет смысла прошлое вспоминать и искать везде негатив, надо просто взять и сделать. Что тут думать? Прыгать надо! 21.

Община -- это группа людей, которые могут работать слаженно в своих интересах, в интересах общины. (Потому, что это их общие интересы, а не навязанные кем-то.) Это инструмент, который можно применить, всех мобилизовать, и очень быстро и очень эффективно что-то сделать. Но что? Ничего не надо. Продовольственная безопасность? Не надо нагнетать, ничего не будет, а если и будет -- как-нибудь переживём (уже переживали 30 лет назад же). Самообеспечение? Ну не знаю, я занимаюсь тем, чем мне интересно, а без работы никто не останется, если голова и руки на месте. Вселенная своих в беде не бросает. Такие дела. Фактически люди едут в поселения чтобы воздух был по-чище, соседи по-дальше, еда по-лучше, времени на всякие хобби по-больше, и всё. Это на 100% такое же потребительство, как в городе. Никто не едет для того, чтобы вкалывать, или просто работать на благо соседа.

Ответить
15 июня 2017 - Ира

Как мне стало понятно, любое мероприятие должно иметь разовый характер, завершенный. Потому что человек, обещая, на самом деле не может устроить всё так, чтобы процесс отдания долга сложился идеально. А исполнители договоренности "сказал-сделал" - честно приносят в жертву естественный (широкомасштабный) ход вещей. В них копятся напряжения и в какой-то момент происходит обвал.

Ответить
14 июня 2017 - -

"Зри в корень" (К. Прутков)

Ответить

Добавить комментарий